МБОУ "СОШ №23 им. Героя Советского Союза Ачкасова С.В."
ул. Ачкасова, д. Халино, Курского района, Курской область
  • Детям с ограниченными возможностями здоровья

    ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ОВЗ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

    Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.
    Мир особого ребёнка — допускает лишь своих.
    Мир особого ребёнка интересен и пуглив.
    Мир особого ребёнка безобразен и красив.

    А.Н. Калиман

    В условиях современного российского образования уделяется большое внимание системе специального (коррекционного) образования, которое в свою очередь выделяет приоритетные цели и задачи для решения проблем в сфере психолого-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья в условия образовательного учреждения.

    Основной задачей по данной проблеме является обеспечение успешной социализации, сохранения здоровья и коррекции нарушений воспитанников, то есть обеспечить социальное благополучие и защищенность. А вот непосредственно само обучение (набор знаний и навыков) в образовательном учреждении остается на заднем плане. Это все сводится к понятию о качестве образования.

    Детям с ОВЗ сегодня не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив, получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычной школе. Независимо от социального положения, расовой или конфессиональной принадлежности, физических и умственных способностей инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного уровню его развития и образования. Обучение детей с ОВЗ должно иметь коррекционную направленность. Коррекционная работа достигается использованием специальных приёмов обучения и организацией процесса обучения.

    Для повышения качества коррекционной работы необходимо выполнение следующих условий:

    - формирование УУД на всех этапах учебного процесса;

    - обучение детей (в процессе формирования представлений) выявлению характерных, существенных признаков предметов, развитие умений сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать, делать выводы и т.д.;

    - побуждение к речевой деятельности, осуществление контроля за речевой деятельностью детей;

    - установление взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его словесным обозначением и практическим действием;

    - использование более медленного темпа обучения, многократного возвращения к изученному материалу;

    - разделение деятельность на отдельные составные части, элементы, операции, позволяющее осмысливать их во внутреннем отношении друг к другу;

    - использование упражнений, направленных на развитие восприятия, внимания, памяти.

    Одна из важных целей Стандарта: гарантия не только на получение образования детям с нарушениями развития, способным обучаться по индивидуально адаптированным программам, но и оказание специальной помощи детям с ОВЗ, способным обучатся в условиях массовой школы.

    И обязательным условием освоения стандарта является систематическая специальная психолого-педагогическая поддержка - создание адекватных условий для реализации особых образовательных потребностей, включая помощь в формировании полноценной жизненной компетенции.

    Для полноценной картины, рассмотрим понятие «дети с ограниченными возможностями здоровья» - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом или психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для обучения и воспитания [7].

    В группы детей с ограниченными возможностями здоровья входят:

    • дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
    • дети с нарушениями слуха (глухие, слабо слышащие);
    • дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);
    • дети с тяжёлыми нарушениями речи;
    • дети с задержкой психического развития;
    • дети с умственной отсталостью;
    • дети с расстройством аутистического спектра [7].

    Исходя из выше рассмотренной системы, психолого-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного учреждения должна нести разрозненный метод обучения, где главной целью должно быть определение индивидуального маршрута коррекционно-педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья [3].

    На основе анализа литературных источников, опыта работы педагогов можно выделить некоторые конкретные условия создания положительного эмоционального заряда в учебной деятельности школьников.

    Во-первых, необходимо положительное отношение ребенка к школе в целом. Пребывание в школе не должно вызывать v ребенка негативные эмоции. У него должны быть ровные, хорошие деловые отношения с учителями и одноклассниками, исключены конфликты с ними. Он должен принимать участие в жизни класса и школы.

    Особое значение занимают эмоции сопереживания в общении с учителем и одноклассниками. Очень важно учить детей культуре чувств: понимание душевного состояния другого человека, умению поставить себя на его место, если он переживает печаль или тревогу, или порадоваться вместе с ним, желанию понять и принять интересы другого человека как свои собственные.

    Во-вторых, наполнение учения положительными переживаниями связано с осознанием каждым ребенком своих возможностей в достижении успехов в работе. В школе, утверждает известный педагог В.Ф.Шаталов, ребенок должен обрести точку опоры как утверждение достойного способа жизни, краеугольные камни которого - честь, совесть, правда. Может быть, главный наш принцип - снять чувство страха с души ребенка, сделать его раскованным, свободным, вселить уверенность в свои силы, увидеть в нем полноценного и способного к творчеству серьезного человека. Мы считаем, что все дети могут учиться успешно, однако учителя должны иметь большое терпение...

    Безусловно, ошибки следует анализировать, щадя самолюбие детей и внушая веру в свои силы. «Ты можешь» - напоминает учитель ученику. «Он может» - должен понимать коллектив ребят. «Я могу» - наконец, делает вывод сам ученик, и эта вера в возможность победы придает ему новые силы.

    В-третьих, положительные эмоциональные переживания должна вызывать встреча с новым учебным материалом, новыми способами учебной работы, самостоятельными наблюдениями, исследованиями. Все эти условия создают атмосферу эмоционального комфорта в процессе учения, без чего невозможно его успешное осуществление. Однако важно помнить, что эмоциональное благополучие, преобладание удовлетворенности собой, захваливание школьников может привести и к застою в учебной работе, к «закрытости» их для развития. Вместе с тем в обучении должно присутствовать и чувство преодоления трудности. Ребенок всегда должен осознавать оценку как результат своих собственных усилий. Он должен получать удовлетворение от самостоятельного преодоления трудностей.

    Коррекционное обучение — это не просто добавка к общеразвивающей работе с детьми. Оно выступает как условие преодоления или сглаживания некоторых трудностей, возникающих вследствие биологического нарушения, но, что особенно ценно, оно лежит в основе формирования личности школьника, имеющего то или иное отклонение в развитии. Важным фактором в формировании личности аномального ребенка — это не просто комплексное воспитание, а организация педагогического воздействия по принципу целостной системы специального обучения. При этом результат выражается не в определенных умениях, способностях, чертах характера, а в виде личностного новообразования, перестраивающего всю совокупность связей и отношений ребенка с окружающей действительностью.

    Список литературы

    1. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте: учеб. пособие для студентов вузов / В. В. Лебединский. - Москва: Академия, 2006. – 144 с.
    2. Маркова Л.С. Организация коррекционно-развивающего обучения дошкольников с ЗПР.-М.: Аркти, 2002.
    3. Лильина Е. Т. Особый ребенок / проблемы и решения – М., 2002.
    4. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, А. Д. Андреева, Е.Е. Данилова, Т. В. Вох­мянина; Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. -160 с.
    5. Скоролупова О.А., Лобанова Т.И. «ФГОС дошкольного образования. Особенности  построения образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях»  Просвещение, 2014 г.
    6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного Образования. - М.: Центр педагогического образования, 2014. – 32 с.
    7. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

    Адаптивные программы дополнительного образования, секции и кружки

    Свяжитесь с нами через форму обратной связи

    Меры поддержки

    Мера поддержки 1.
    Мера поддержки 1
    Питание Соцподдержка ОВЗ
    не предусмотрено
    Мера поддержки 2.
    Мера поддержки 2
    Стипендия ОВЗ
    не предусмотрено

    Информация для родителей по оказанию образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья в школе

    «Методические рекомендации по организации инклюзивного образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации Федеральных государственных стандартов»

    «Если мы будем учить сегодня так, 
    как мы учили вчера,
    мы украдем у детей ЗАВТРА»
    Джон Дьюи

    Актуализация

    Инклюзивное образование является одним из основных направлений модернизации системы специального образования во многих странах мира. Согласно Конвенции ООН о правах инвалидов от 2006 года «Государства- участники (в том числе и Россия) признают права инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях» (ст. 24).

    Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. Include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. В основу инклюзивного образования положена идея, исключающая любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.

    «Инклюзивное образование» - данным термином в настоящий момент описывают процесс получения образования детьми, которые имеют особые образовательные потребности, но при этом обучаются в рамках общеобразовательных организаций.

    Преобразования, происходящие сегодня в системе российского образования, в том числе, развитие инклюзивной практики, гарантируют равные права на получение образования и доступность общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), выбора подходящего им образовательного маршрута. Сегодня детям с ОВЗ вовсе не обязательно обучаться в специальных учреждениях, они могут получить образование и лучше адаптироваться к жизни вместе со своими сверстниками по месту жительства в массовой общеобразовательной школе, где таким детям оказывается необходимая специальная поддержка. Здоровым же детям совместное обучение со сверстниками с ОВЗ позволяет развить толерантность и ответственность – качества, столь необходимые на сегодняшний день. При включении детей с ОВЗ в общеобразовательные учреждения общего типа перед коллективом ОУ возникают следующие задачи:

    • •создание общего образовательного пространства, максимально комфортного для всех учащихся;
    • •помощь каждому ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации;
    • •психологическое обеспечение адекватных и эффективных образовательных программ;
    • •развитие психолого-педагогической компетенций, психологической культуры педагогов, учащихся, родителей.

    Введение ФГОС НОО ОВЗ вступает в силу с 01.09.2016г., а значит, и педагогический коллектив должен ознакомиться с методическими рекомендациями, указанными в Письме Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ» и руководствоваться ими в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

    Главное, что должен понять каждый учитель, работающий с детьми с ограниченными возможностями здоровья, что это особенные дети, очень нуждающиеся в пошаговом сопровождении, создании специальных условий. В связи с этим, считаю необходимым в методических рекомендациях осветить ключевые вопросы: условия организации инклюзивной практики в образовательном учреждении;основные принципы и задачи коррекционной работы с детьми, имеющими ОВЗ, требования к педагогам, сопровождающих детей в инклюзивном образовании; особенности построения современного урока для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС.

    1. I. Условия организации инклюзивной практики в образовательном учреждении.

    Для организации адекватной и эффективной системы комплексного, в первую очередь психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики в образовательном учреждении необходимо наличие как «внутренних», так и внешних условий. К собственно «внутренним» условиям следует отнести принятие всеми участниками образовательного процесса философий и принципов инклюзивного образования, создания «безбарьерной» образовательной среды, эффективной деятельности консилиума ОУ, наличие адекватной и оптимальной документации и владение ею всеми специалистами, других необходимых условий. К «внешним» условиям, необходимым для организации деятельности инклюзивного образовательного учреждения, относятся:

    - системность развития инклюзивного образования в регионе – наличие

    образовательных учреждений разных ступеней образования (инклюзивная

    образовательная вертикаль: система ранней помощи – вариативность форм включения ребенка с ОВЗ в ДОУ – организация инклюзивной вертикали в средней общеобразовательной школе – в ее начальном и среднем звене, а также аналогичные «звенья» в специальной (коррекционной) школе);

    - преемственность и взаимодействие между отдельными звеньями этой вертикали;

    - наличие в регионе структур, оказывающих эффективную методическую,

    организационную поддержку и сопровождение инклюзивных ОУ (в ПМСС-центрах);

    - создание и функционирование регионального Совета по инклюзивному

    образованию;

    - взаимодействие с социальными партнерами.

    Среди «внутренних» условий организации инклюзивной деятельности ОУ по сопровождению ребенка с ОВЗ необходимо выделить организационные, кадровые и средовые:

    - Сотрудничество с ПМСС центром и, созданными в них, психолого-медико-

    педагогическими комиссиями (ПМПК);

    - Взаимодействие с другими инклюзивными и специальными учреждениями

    вертикали или сети (детский сад, школа, и т.п.), в том числе взаимный обмен

    технологиями, материалами, информацией и документами;

    - Наличие подготовленных для реализации задач инклюзивного образования кадров;

    - Разработка приемов, методов и форм повышения профессиональной компетентности специалистов;

    - Наличие команды специалистов сопровождения: координатор (завуч) по

    инклюзии, психолог, специальный педагог, логопед, социальный педагог, помощник учителя (тьютор) и др.;

    - Организация деятельности этих специалистов как психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) образовательного учреждения с соответствующими выделенными задачами;

    - Архитектурные преобразования, включая безбарьерную среду;

    - Наличие специального оборудования и средств, модулирующих образовательное пространство класса /группы.

    1. II. Основные принципы и задачи коррекционной работы с детьми, имеющими ОВЗ.

    Комплектование инклюзивных классов осуществляется на основании заключения городской ПМПК при обязательном согласии родителей (законных представителей) и наличии в учреждении необходимых условий, включающих кадровое обеспечение специалистами, имеющими право на ведение профессиональной деятельности в сфере коррекционного обучения, службу сопровождения, учебно-методическое обеспечение и развитую материально- техническую базу.

    В образовательном учреждении всем ходом инклюзивного образования руководит школьный психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк). Он же осуществляет необходимые изменения образовательных маршрутов школьников, если в этом возникает необходимость (прохождение дополнительной диагностики (при ее необходимости или для уточнения индивидуального образовательного маршрута), посещение дополнительных занятий, контролирует результативность обучения и психолого-медико- педагогического сопровождения). Классы инклюзивного обучения объединяют самых разных детей, заметно отличающихся друг от друга.

    Инклюзивное обучение основывается на специальных дидактических принципах, которые необходимо соблюдать при планировании и организации уроков. Принцип – руководящая идея, основное правило деятельности.

    1. Принцип педагогического оптимизма.

    Специальная педагогика исходит из того, что учиться могут все дети. Принцип педагогического оптимизма опирается на идею Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития» ребенка, свидетельствующую о ведущей роли обучения в его развитии и позволяющую прогнозировать начало, ход и результаты индивидуальной коррекционно-развивающей программы. Принцип педагогического оптимизма не принимает теорию «потолка», согласно которой развитие человека застывает как бы на достигнутом уровне, выше которого он не в состоянии подняться.

    1. Принцип ранней педагогической помощи.

    Современная специальная педагогика считает одним из ключевых условий успешной коррекционно- педагогической помощи обеспечение раннего выявления и ранней диагностики отклонений в развитии ребенка для определения его особых образовательных потребностей.

    1. Принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования.

    Этот принцип предполагает опору на здоровые силы обучающегося, воспитанника, построение образовательного процесса с использованием сохранных анализаторов, функций и систем организма в соответствии со спецификой природы недостатка развития.

    1. Принцип социально-адаптирующей направленностиобразования

    позволяет преодолеть или значительно уменьшить «социальное выпадение», сформировать различные структуры социальной компетентности и психологическую подготовленность к жизни в окружающей человека социокультурной среде.

    1. Принцип развития мышления, языка и коммуникации как средств специального образования.

    Свои специфические проблемы в развитии речи, мышления, коммуникации существуют у всех категорий детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, поэтому важнейшей общей для них образовательной потребностью является потребность в коррекционно- педагогической помощи по развитию речи, мышления и общения.

    1. Принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании.

    В специальном образовании распространена коллективная предметно- практическая деятельность под руководством педагога (работа «парами», «подгруппами»), которая создает естественные условия для мотивированного речевого общения, постоянно воспроизводя потребность в таком общении.

    Психологи утверждают, что от услышанного учащимся в течение урока в памяти остаётся меньше 10% содержания, от воспринятого через чтение – 30%, при наблюдении предмета (опора на наглядность) в памяти остаётся примерно 37% воспринятого. Практические же действия с учебным материалом оставляют в памяти детей до 70% информации.

    Урок тогда будет эффективен, когда на нём будет учительско – ученическая деятельность. Это достигается практическими самостоятельными методами и приёмами. Если обучение строится только на интересе, то на практике это оказывается профанацией педагогического процесса. Нужно уметь строить учебно – воспитательный процесс исходя из его закономерностей. Ученик должен захотеть усваивать учебный материал. Нужно втянуть его в процесс учёбы, чтобы он не мог не работать. Это и есть профессионализм в организации ученической деятельности, основанной на самостоятельной деятельности учащихся под незаметным руководством учителя.

    Пути такой работы:

    - формирование интереса только через деятельность самих ребят;

    - отказ от излишней словесной педагогики;

    - мотивация деятельности является решающим условием в успехе хорошего урока;

    - перевод внешних мотивов во внутренние, появление у детей желания учиться.
    7. Принцип дифференцированного и индивидуального подхода. Дифференцированный подход к детям и подросткам с особыми образовательными потребностями в условиях коллективного учебного процесса обусловлен наличием вариативных типологических особенностей даже в рамках одной категории нарушений. Индивидуальный подход является конкретизацией дифференцированного подхода. Он направлен на создание благоприятных условий обучения, учитывающих как индивидуальные 24 особенности каждого ребенка, так и его специфические особенности, свойственные детям с данной категорией нарушения развития.

    1. Принцип необходимости специального педагогического руководства.

    Учебно-познавательная деятельность ребенка с любым отклонением в развитии отличается от учебно-познавательной деятельности обычного ребенка и требует постоянного и терпеливого руководства со стороны педагогов. Для учителя главная трудность на уроке состоит в том, чтобы соотнести индивидуальные возможности детей с ограниченными возможностями здоровья с необходимостью выполнения образовательного стандарта.

    1. Проявление педагогического такта.

    Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.

    III. Требования к педагогам, сопровождающих детей в инклюзивном образовании.

    В образовательных учреждениях, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья, предъявляются новые и более высокие требования ко всем педагогам, работающим в школе.

    В работе с педагогами, работающими с ребенком с ограниченными возможностями здоровья, особую актуальность приобретает развитие следующих интегральных характеристик:

    1. направленность на ребёнка, включающую в себя:

    - положительное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья и готовность работать с ними;

    - стратегию сотрудничества с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья;

    2) интеллектуальная гибкость:

    - навыки разработки индивидуальных маршрутов для детей с ограниченными возможностями здоровья;

    3) профессиональная компетентность:

    - знания и навыки, необходимые для работы в междисциплинарных командах;

    - знания специальных технологий сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

    - навыки проведения педагогической диагностики для построения траектории индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

    4) поведенческая гибкость:

    - навыки сопровождения ребенка с ОВЗ по индивидуальному образовательному маршруту;

    - знание методик работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Учитель становится координатором инклюзивного процесса в классе в сотрудничестве со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса: командой специалистов, администрацией, родителями и учащимися.

    Для учителя в инклюзивной образовательной среде важно владеть практикой в самостоятельной исследовательской деятельности, навыками разработки поурочных планов для конкретного класса, а также для конкретного ребенка, умениями творчески перерабатывать учебный план и адаптировать свои методы обучения к особенностям учеников.

    Для квалифицированного решения коррекционных задач, связанных с обучением ребенка с ограниченными возможностями здоровья, оказывать помощь учителю в инклюзивном пространстве обязательно должны такие специалисты, как учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог ЛФК, социальный педагог, тьютор.

    Тьютор (англ. tutor – наставник, опекун; лат. tueor – наблюдаю, забочусь, оберегаю) – новая специальность в российском образовании.

    Тьюторство как педагогическая деятельность становится в условиях инклюзивной школы важным ресурсом для создания эффективной, гибкой, ориентированной на ребенка системы сопровождения. Тьюторство может способствовать развитию не только более индивидуализированного обучения, но и воспитания, где тьютор содействует максимальному раскрытию личности обучаемого, формированию его мотивов и ценностей. Работа тьютора ориентирована на построение и реализацию персональной образовательной стратегии, включая реализацию адаптированной образовательной программы или специальной индивидуальной программы развития и учитывающей личный потенциал ученика с ОВЗ, образовательную и социальную инфраструктуру и задачи основной деятельности.

    Задача тьютора состоит в организации обучения (подготовка дидактических материалов для урока, транслирование заданий учителя, сопровождение и организация занятости ребенка при необходимости покинуть класс) и воспитании (организация коммуникации с одноклассниками на переменах, включение ребенка с учетом его интересов и особенностей в социальные проекты). В инклюзивном образовании тьютор, кроме сказанного выше, это специалист, который организует условия для успешной интеграции ребенка с ОВЗ в образовательную и социальную среду образовательного учреждения. В тесном активном сотрудничестве с учителем, специалистами и родителями тьютор может создать для ребенка благоприятную среду для успешной учебы и социальной адаптации.

    Тьютор может выполнять следующие функции:

    - педагога сопровождения, воспитателя, который оказывает помощь, выполняет рекомендации ПМПк, ведет педагогическую и воспитательную работу, обеспечивает поддержку педагогов, специальных педагогов, психологов, других необходимых ребенку специалистов на каждом этапе образовательного процесса; включает ребенка с ОВЗ в детский коллектив, организует ситуацию поддержки ребенка с ОВЗ. Помогает всем участникам образовательного процесса осознать, какую помощь можно оказать ребенку с ОВЗ и как правильно это сделать. Полный функционал тьютора представлен в должностной инструкции Приложение 1.

    1. IV. Особенности построения современного урока для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС.

    В настоящее время с введением ФГОС актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, представлять доказательства, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

    Обучающиеся с ОВЗ, как правило, не могут самостоятельно добывать знания и активно участвовать в их совершенствовании. При умственном напряжении они просто сразу отказываются работать: "Я не могу. Я не знаю". Из-за низкого уровня протекания мыслительных процессов и навыков коммуникации не могут найти границы между знанием и незнанием. Не в состоянии поставить цель. На этапе самоконтроля чаще всего паникуют. Также затрудняются подвести итог - забыли, какие задачи ставили в начале урока (понимание приходит в 3-4 классе). Для детей с ОВЗ школа должна стать не источником информации, а учить ориентироваться в информационном пространстве и добывать нужную информацию самостоятельно. Учитель играет направляющую роль.

    Признанным подходом в обучении детей выступает системно-деятельностный, т.е. учение в форме проектной деятельности, которая предполагает:

    - применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и др.;

    - соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др.;

    - создание условий для развития рефлексии – способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны.

    В соответствии с новыми стандартами, прежде всего, необходимо усилить мотивацию наших детей к познанию окружающего мира, продемонстрировать им, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот - необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

    Большая часть времени на уроке (20-30 минут) должна быть посвящена изучению нового материала ("учить на уроке"). Чтобы новое прочно усвоилось, надо определить его в зону ближайшего развития, привязать к старому, знакомому, которое вспоминается (актуализируется) перед объяснением. Контрольная функция в уроке - это постоянная обратная связь "ученик - учитель". Закрепление проводится в форме повторения и применения знаний. Все это, вместе взятое, и образует оптимальную систему урока, наиболее коротким путем ведущую учащихся к цели.

    Качество любого урока в значительной мере определяется тщательностью подготовки к нему учителя.

    Результативность урока во многом зависит от постановки конкретных целей и задач. Учителя коррекционной школы также, как и общеобразовательной школы ставят триединую задачу: образовательную, воспитательную и коррекционно-развивающую. Отличие заключается в том, что коррекционно-развивающей задаче уделяется больше внимания.

    Образовательная задача должна определять задачи усвоения учебного программного материала, овладения детьми определенными учебными знаниями, умениями и навыками. Формулировка отражает содержание занятия.

    Образовательная:

    • формировать (формирование) у учащихся представления о …;
    • выявить (выявлять)…;
    • знакомить, познакомить, продолжать знакомить…;
    • уточнить…;
    • расширить…;
    • обобщить…;
    • систематизировать…;
    • дифференцировать…;
    • учить применять на практике…;
    • учить пользоваться…;
    • тренировать…;
    • проверить…

    Воспитательная задача должна определять задачи формирования высших ценностей, совершенствования моделей поведения, овладения детьми коммуникативными умениями, развития социальной активности и т.д.

    Воспитательная:

    • воспитывать наблюдательность;
    • воспитывать самостоятельность;
    • воспитывать настойчивость и терпение;
    • воспитывать нравственные качества (любовь, бережное отношение к …, трудолюбие, умение сопереживать и т.п.)

    Коррекционно- развивающая задача должна четко ориентировать педагога на развитие психических процессов, эмоционально-волевой сферы ребенка, на исправление и компенсацию имеющихся недостатков специальными педагогическими и психологическими приемами. Эта задача должна быть предельно конкретной и направленной на активизацию тех психических функций, которые будут максимально задействованы на уроке. Реализация коррекционно-развивающей задачи предполагает включение в урок специальных коррекционно-развивающих упражнений для совершенствования высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной сфер и пр., включение заданий с опорой на несколько анализаторов и пр.

    Коррекционно-развивающая:

    • корригировать внимание (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объема внимания) путем выполнения…;
    • коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь) через выполнение…;
    • коррекция и развитие связной письменной речи (при  работе  над деформированными текстами, сочинением, изложением, творческим диктантом)…;
    • коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной) …;
    • коррекция и развитие зрительных восприятий…;
    • развитие слухового восприятия…;
    • коррекция и развитие тактильного восприятия…;
    • коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений)…;
    • коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления)…;
    • коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства…)

    Как определить коррекционно-развивающую задачу? Педагог, планируя урок, должен задуматься: «По каким направлениям будет проходить коррекционная работа на уроке в связи с изучаемым материалом?». В помощь учителям рекомендуются основные направления коррекционной работы.

    Как определить коррекционно-развивающую задачу (цель) урока?


     

    1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития

    - развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

    - развитие навыков каллиграфии;

    - развитие артикуляционной моторики

    2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности

    - развитие зрительного восприятия и узнавания; развитие зрительной памяти и внимания;

    - формирование обобщённых представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);

    - развитие пространственных представлений ориентации;

    - развитие представлений о времени;

    - развитие слухового внимания и памяти;

    развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.

    3. Развитие основных мыслительных операций

    - навыков соотносительного анализа;

    - навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);

    - умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

    - умения планировать деятельность;

    - развитие комбинаторных способностей.

    4. Развитие различных видов мышления:

    - развитие наглядно-образного мышления;

    - развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

    5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы

    релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и т.д.

    6. Развитие речи, овладение техникой речи.

    - чистоговорки, скороговорки;

    - составление рассказа по картинке (серии картинок)

    7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

    - презентации, видеофильмы;

    - дидактические игры со словами (анаграммы, загадки и т.д)

    8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.


     

    У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности,  как образовательного , так  и коррекционно-развивающего процесса.

    Активные методы обучения – это методы, побуждающие учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. 

    Так в начале урока активные методы позволяют создать психологический настрой обучающихся на занятие, способствует формированию исходной мотивации, вовлечению всех обучающихся в учебный процесс, созданию ситуации успеха. С этой целью в начале урока могут использоваться различные приветствия:

    Когда встречаем мы рассвет,

    Мы говорим ему… (дети хором) ПРИВЕТ!

    С улыбкой солнце дарит свет,

    Нам посылая свой… (дети хором) ПРИВЕТ!

    При встрече, через много лет

    Вы крикните друзьям… (дети хором) ПРИВЕТ!

    И улыбнуться вам в ответ

    От слова доброго… (дети хором) ПРИВЕТ!

    И вы запомните совет:

    Дарите всем друзьям… (дети хором) ПРИВЕТ!

    Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ можно использовать следующие активные методы и приёмы обучения:

    - использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.

    - использование вставок на интерактивную доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т. д. Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других.

    - использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе урока, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.

    - активные методы рефлексии. В современной педагогической науке под рефлексией обычно понимают самоанализ деятельности и её результатов. Активные методы позволяют эффективно, грамотно и интересно в форме игры подвести итоги урока и завершить работу.

    Приведу пример рефлексивного приема «Солнышко и туча».

    Цель: выявить уровень удовлетворенности своей работы на уроке учащимися. 

    Проведение: каждый ученик подходит к своему солнышку и накладывает сверху тучу, если у него опасения были напрасны. 

    Оценка результата: преобладание солнышек над тучами позволяет сделать вывод о том, что урок был плодотворным, интересным и цели были достигнуты.

    Наглядность материала повышает его усвоение, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Доказано, что человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации. Использование мультимедийной презентации открывает большие перспектива для:

    - повышения интереса учащихся к учению, воспитания потребности приобретать новые знания;

    - создание доброжелательной атмосферы, активного творческого труда;

    -смены форм деятельности, учета психолого-педагогических особенностей младших школьников;

    - стимулирования познавательного мышления учеников;

    - наглядных методов обучения, использование игровых моментов в обучении.

    Мультимедийная презентация помогает учителю в реализации учебной задачи. Так, например, при написании изложения младший школьник часто испытывает затруднения: запомнить последовательность событий, воспроизвести письменный пересказ. И совсем другое дело, когда учитель знакомит с изложением, проводит предварительную подготовку к нему через мультимедийную презентацию. Свой опыт работы я представила на сайте http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2013/01/12/izlozhenie-3-klass-puteshestvennitsa-prezentatsiya

    В компетенции учителя, работающего с детьми с ограниченными возможностями, входит знание психологических и возрастных особенностей обучающихся. Игра является ведущей деятельностью дошкольника, и значит, младшего школьника легче включить в учебную деятельность через игровые методы и приемы. Одним из ведущих инструментариев учителя начальных классов является дидактическая игра.

    Дидактическая игра отличается от обыкновенной игры тем, что участие в ней обязательно для всех учащихся. Её правила, содержание, методика проведения разработаны так, что для некоторых учащихся, не испытывающих интереса к предмету, дидактические игры могут послужить отправной точкой в возникновении этого интереса. Игровые действия, при помощи которых решаются те или иные умственные задачи, поддерживают и усиливают интерес к изучаемому предмету, помогают преодолевать трудности в овладении данного предмета. Разнообразие дидактических игр позволяет их использовать на всех этапах урока в рамках любого преподаваемого урока. Приложение 2.

    Такая работа должна рассматриваться как могущественный, незаменимый рычаг умственного развития ребенка, как вид деятельности, организуемый в процессе обучения с целью развития памяти и других познавательных процессов. Сочетая предметное, метапредметное, личностное, коррекционное и развивающее направления, опираясь педагогические методы и приемы, учитель организует коррекционно-образовательный процесс и управление познавательной деятельностью. Используя простые игровые приемы в работе с обучающимся с ограниченными возможностями, мы даем максимально возможную работу по «добыванию» знаний.

    Заключение

    Таким образом, для внедрения инклюзивной среды в общеобразовательное учреждение необходимо создать условия организации инклюзивной практики, использовать основные принципы коррекционной работы с детьми с ОВЗ, подобрать педагогические кадры, обладающие необходимыми характеристиками, учитывать особенности построения современного урока для обучающихся с ОВЗ. Работа педагогического коллектива в общеобразовательной организации должна быть направлена на достижение главной цели, указанной в ФГОС НОО ОВЗ: социализация детей и адаптация их в самостоятельной жизни.

    Приложение 1

    Пример должностной инструкции тьютора

    Должностная инструкция тьютора
    (педагога сопровождения детей с особыми образовательными потребностями)

    "____"_______________20_____ г. №____

    1. Общие положения

    1.1. Тьютор относится к категории специалистов.

    1.2. На должность тьютора назначается лицо, имеющее педагогическое образование, квалификационную категорию и специальную курсовую подготовку ( не менее 72 часов).

    1.3. Освобождение от должности производится приказом руководителя образовательного учреждения.

    1.4. Тьютор подчиняется руководителю образовательного учреждения и курирующему работу тьюторов заместителю руководителя образовательного учреждения в полном объеме, членам администрации в соответствии с их полномочиями.

    1.5. В своей деятельности тьютор руководствуется:

    - нормативными документами по вопросам выполняемой работы;

    - методическими материалами, касающимися соответствующих вопросов;

    - уставом образовательного учреждения;

    - приказами и распоряжениями руководителя образовательного учреждения;

    - правилами трудового распорядка;

    - положением об инклюзивном классе;

    - настоящей должностной инструкцией.

    1.6. Тьютор должен знать:

    - Конституцию Российской Федерации (РФ);

    - законы РФ, постановления и решения Правительства РФ и региональных органов управления образованием по вопросам образования и воспитания обучающихся;

    - педагогику, педагогическую психологию, принципы дидактики, достижения современной психолого-педагогической науки и практики;

    - основы физиологии и гигиены, экологии, экономики, права, социологии;

    - законы РФ, постановления и решения Правительства РФ и органов управления образованием по вопросам образования;

    - Конвенцию о правах ребенка;

    - принципы дидактики;

    - основы педагогики и возрастной психологии;

    - общие и частные технологии преподавания;

    - методики владения и принципы методического обеспечения учебного предмета или направления деятельности;

    - систему организации образовательного процесса в ОУ.

    1. Должностные обязанности

    2.1. Соблюдает права и свободы обучающихся, определенные Конвенцией ООН о правах ребенка, Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации", уставом школы, другими локальными актами, регламентирующими деятельность учащегося в образовательном процессе.

    2.2. Обеспечивает охрану жизни и здоровья учащихся наравне с классным руководителем в период нахождения ребенка в образовательном учреждении.

    2.3. Соблюдает санитарно-гигиенические требования на уроке и во внеурочное время.

    2.4. Обеспечивает учебную дисциплину и контролирует режим посещения подопечными учебных занятий в соответствии с расписанием.

    2.5. Активно взаимодействует со школьным психологом, логопедом, дефектологом, медицинскими работниками, учителями-предметниками, классным руководителем и другими специалистами.

    2.6. Осуществляет организационную и методическую помощь учителю в обучении детей с особыми образовательными потребностями в инклюзивном классе.

    2.7. Согласовывает образовательную деятельность учащихся с учителями.

    2.8. Для выполнения образовательных задач использует приемы, методы и средства обучения, соответствующие уровню подготовки учащихся с особыми образовательными потребностями и согласованные с учителями и родителями детей.

    2.9. Помогает адаптировать учебные программы под соответствующие образовательные возможности учащихся с особыми образовательными потребностями.

    2.10. Осуществляет индивидуальное обучение учащихся с особыми образовательными потребностями в соответствии с учебной программой класса в случаях, когда обучение учеников в классе временно невозможно.

    2.11. Осуществляет связь с родителями (законными представителями), оказывает им консультативную помощь, информирует (через учителя или лично) о ходе и перспективах освоения предметных знаний учащимися.

    2.12. Аккуратно, систематически работает со школьной документацией в соответствии с требованиями образовательного стандарта, на основе положения о классах инклюзивного обучения.

    2.13. При необходимости ведет коррекционно-развивающую работу, принимает участие в педагогических консилиумах, педсоветах.

    2.14. Участвует в работе м/о по повышению методического мастерства, в разработке методической темы, проведении семинаров и др.

    2.15. Систематически повышает свою квалификацию путем самообразования и курсовой подготовки не реже одного раза в 5 лет.

    2.16. Соблюдает правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

    III. Права

    Тьютор имеет право:

    3.1. Участвовать в управлении школой через общественные органы управления в порядке, определяемом уставом учреждения.

    3.2. Защищать свою профессиональную честь и достоинство.

    3.3. Выбирать формы, методы, приемы обучения и воспитания (в соответствии с государственным образовательным стандартом, концепцией развития класса инклюзивного обучения).

    3.4. Вносить предложения по совершенствованию образовательного процесса, режима работы школы, улучшению сотрудничества с родителями.

    3.5. Присутствовать на родительских собраниях, на занятиях других учителей.

    3.6. Аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации.

    3.7. Иметь установленный в начале учебного года объем учебной нагрузки, который не может быть уменьшен в течение учебного года по инициативе администрации, за исключением случаев сокращения количества часов по учебным планам и программам, а также количества классов.

    3.8. Пользоваться оплачиваемым удлиненным отпуском продолжительностью____ календарных дней.

    3.9. Иметь персональную разовую надбавку из накопительных средств социальной поддержки работников образования системы ЦОУО ДО.

    3.10. Требовать от руководства образовательного учреждения оказания содействия в исполнении им его должностных обязанностей и прав.

    1. Ответственность

    Тьютор несет ответственность:

    4.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

    4.2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

    4.3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

    4.4. Несет персональную ответственность за качество преподавания, реализацию в полном объеме требований государственного образовательного стандарта.

    4.5. Несет ответственность за жизнь и здоровье детей во время учебно-воспитательного процесса согласно инструкции по технике безопасности.

    4.6. Несет персональную ответственность за качественное и своевременное ведение необходимой документации.

    Сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов, в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

    Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса

    Материально-технические условия обеспечиваются в соответствии с «Федеральными требованиями к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений».

    Материально-технические условия МБОУ « СОШ №23 им. Героя Советского Союза Ачкасова С.В.».

     1. Обеспечивают возможность достижения обучающимися установленных Стандартом требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, основного общего образования.

    2. Обеспечивают соблюдение - санитарно-гигиенических норм образовательного процесса (имеется централизованное водоснабжение, канализация; освещение и воздушно-тепловой режим соответствуют нормам САНПиН); пожарной и электробезопасности; требований охраны труда; своевременных сроков и необходимых объемов текущего и капитального ремонта; обеспечивают возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к объектам инфраструктуры образовательного учреждения.

             Материально-техническая база соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам,  предъявляемым к:

    - участку (территория озеленена; на территории имеются следующие зоны: зона отдыха, физкультурно-спортивная, имеется искусственное освещение);                      

    -зданиям образовательного учреждения ;

    помещению библиотеки (в школе имеется библиотека, оснащённая персональным компьютером, читальным залом, медиатекой);

    -помещению для питания обучающихся (имеется столовая на 50 мест; пищеблок, оснащённый технологическим оборудованием);

    -помещениям, предназначенным для занятий музыкой, изобразительным искусством, моделированием, техническим творчеством, естественнонаучными исследованиями, ( кабинет музыки, кабинет технологии, кабинет изобразительного искусства);

    - спортивному залу (аренда);

    мебели, офисному оснащению и  хозяйственному инвентарю (имеется учебная мебель, соответствующая росту обучающихся, классные доски, в том числе интерактивные, отвечающие гигиеническим требованиям; иное офисное оснащение и хозяйственный инвентарь);

    - расходным материалам и канцелярским принадлежностям ( в наличии бумага для ручного и машинного письма, инструменты письма (в тетрадях и на доске), изобразительного искусства, технологической обработки и конструирования, химические реактивы, носители цифровой информации).

    Образовательное учреждение самостоятельно за счет выделяемых бюджетных средств и привлеченных в установленном порядке дополнительных финансовых средств обеспечивает оснащение образовательного процесса.

    Материально-техническое и информационное оснащение образовательного процесса  обеспечивает возможность:

    - создания и использования информации (в том числе запись и обработка изображений и звука, выступления с аудио-, видео сопровождением и графическим сопровождением, общение в сети Интернет  и др.);

    - получения информации различными способами (поиск информации  в сети Интернет,  работа в библиотеке и др.);

    - проведения экспериментов, в том числе с использованием учебного лабораторного оборудования, вещественных и виртуально-наглядных моделей и коллекций основных математических и естественнонаучных объектов и явлений; цифрового (электронного) и традиционного измерения;

    - наблюдений (включая наблюдение микрообъектов), определение местонахождения, наглядного представления и анализа данных; использования цифровых планов и карт, спутниковых изображений;

    - создания материальных объектов, в том числе произведений искусства;

    - обработки материалов и информации с использованием технологических инструментов;

    - проектирования и конструирования, в том числе моделей с цифровым управлением и обратной связью;

    - исполнения, сочинения и аранжировки музыкальных произведений с применением традиционных инструментов и цифровых технологий;

    - физического развития, участия в спортивных соревнованиях и играх;

    - планирования учебного процесса, фиксирования его реализации в целом и отдельных этапов (выступлений, дискуссий, экспериментов);

    - размещения своих материалов и работ в информационной среде образовательного учреждения;

    - проведения массовых мероприятий, собраний, представлений;

    - организации отдыха и питания.

    Информационно-образовательная среда образовательного учреждения включает в себя совокупность технологических средств (компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты и др.), культурные и организационные формы информационного взаимодействия, компетентность участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также наличие служб поддержки применения ИКТ.

     Перечень компьютеров, имеющихся в ОУ

    Тип компьютера

    Количество

    Где используются (на уроке, факультативные занятия, управлении и др.)

    Компьютер

    33

    на уроке,в управлении, внеклассных  занятиях

    Ноутбук

    6

    На уроке, внеклассных мероприятиях

    Нетбук 1

         Наличие в ОУ оргтехники и технических средств обучения

    Наименование

    Количество

    Сканер

    2

    Модем

    1

    Принтер

    9

    Копировальный аппарат

    3

    Факс

    1

    Телевизор

    3

    Видеомагнитофон

    4

    Магнитофоны

    3

    Акустический синтезатор

    1

    Музыкальный центр

    2

    Акустическая система

    1

    Проектор

    14

    МФУ

    8

    Интерактивные доски 3
    Магнитные доски 5
    Экраны настенные 6

    Информационно-образовательная среда образовательного учреждения обеспечивает возможность осуществлять в электронной (цифровой) форме следующие виды деятельности:

    - планирование

    - размещение и сохранение материалов образовательного процесса, в том числе – работ обучающихся и педагогов, используемых участниками образовательного процесса информационных ресурсов;

    - фиксацию хода образовательного процесса и результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;

    - взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе – дистанционное посредством сети Интернет, возможность использования данных, формируемых в ходе образовательного процесса для решения задач управления образовательной деятельностью;

    - контролируемый доступ участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет (ограничение доступа к информации, несовместимой с задачами духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся);

    - взаимодействие образовательного учреждения с органами, осуществляющими управление в сфере образования и с другими образовательными учреждениями, организациями.

    Функционирование информационной образовательной среды обеспечивается средствами ИКТ и квалификацией работников ее использующих и поддерживающих. Функционирование информационной образовательной  соответствует законодательству Российской Федерации.

    Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы начального общего образования направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией основной образовательной программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.

    МБОУ« СОШ №23 им. Героя Советского Союза Ачкасова С.В.» обеспечено учебниками  с электронными приложениями, являющимися их  составной  частью, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы начального общего образования на русском  языке.

    Школа  имеет доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР), в том числе к электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных ЭОР.

    Библиотека образовательного учреждения укомплектована печатными образовательными ресурсами и ЭОР по всем учебным предметам учебного плана, а также имеет фонд дополнительной литературы. Фонд дополнительной литературы  включает детскую художественную и научно-популярную литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию основной образовательной программы начального общего образования. Библиотека школы укомплектована печатными образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана, имеет фонд дополнительной литературы. Библиотека обладает общим фондом 7816 единиц хранения,  из них учебная литература – 4693, художественная литература – 3123.

    Обеспеченность учебниками учащихся 1-4-ых классов составляет 100%.

          Библиотека обладает общим фондом 5143 единиц хранения,  из них учебная литература – 1744, художественная литература – 3399.

    Материально - техническое обеспечение образовательной деятельности инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

    Об условиях питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ.

    СВЕДЕНИЯ о наличии условий для охраны здоровья обучающихся

    Подробнее об оборудовании школы для детей с ограниченными возможностями
    Подробнее об оборудовании школы для детей с ограниченными возможностями
    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie